Автоматизация процессов Инвестиционного Банка

Автоматизация процессов охватывает:

Основная цель проекта:

Основная цель проекта - обеспечить возможность автоматического контроля соответствия параметров сделок требованиям, предусмотренным в договорах с клиентом (генеральном соглашении, приложениях к генеральному соглашению, дополнительным соглашениям, уточняющим или изменяющим условия генерального соглашения). Без автоматизации обеспечить необходимый уровень контроля при жёстких требованиях по срокам принятия решения практически нереально.

Возможность автоматизации обеспечивается тем, что первичными являются документы в машинно-читаемом представлении, бумажные документы – вторичны. Бумажные документы генерируются автоматически из машинного представления и ни при каких условиях не редактируются напрямую. Для обеспечения целостности и непротиворечивости информации в системе используется система справочников и компьютерных шаблонов документов. Юридическая значимость процесса обеспечивается электронным согласованием документов.

Процессы ведения справочных данных обеспечивают создание, согласование, верификацию использование следующих типов:

• Данных о юридических лицах.
Реализуется системой Справочник Юридических лиц «Legal Entities» - централизованный параметризованный справочник юридических лиц, участвующих в процессах Банка.
• Данные о документах - договорах с контрагентами, подтверждениях сделок, отчётов и т.п.
Реализуется системой «Legal Docs», которая обеспечивает возможность создания, согласования и ведения в электронном виде параметризованных шаблонов соглашений для разных категорий юридических лиц, а также генерации параметризованных документов по этим шаблонам.

Системы «Legal Entities» и «Legal Docs»

Системы «Legal Entities» и «Legal Docs» имеют визуальный конструктор объектов, пользовательские интерфейсы, обеспечивающие процессы верификации и согласования параметров объектов с возможностью разделения прав по согласованию и верификации вплоть до отдельного параметра, а также интеграционные сервисы, обеспечивающие возможность использования этих систем в качестве централизованных справочников другими информационными системами Банка.

Параметризованный документ может быть получен из систем ведения справочных данных как в исходном (параметризованном) виде – в формате XML-документа, так и преобразован с помощью генератора документа (DocGenerator) в форму, необходимую для того или иного канала взаимодействия с клиентом:

• В формат PDF, когда взаимодействие проcходит с использованием печатных форм и сканов документов;
• В формат HTML – для публикации документов в информационной системе с Web-интерфейсом или отправки по электронной почте;
• В формат SWIFT, когда процесс взаимодействия с клиентом обеспечивается соответствующим каналом;
• В формат FIX или FIXML – для обмена данными по протоколу Financial Information eXchange (FIX) protocol;
• В формат XML с другой структурой – для обмена данными с другими информационными системами, в том числе – с Регуляторами рынка

Генератор документов

Генератор документов имеет две части - визуальный конструктор форм выходных документов, позволяющий создать шаблон выходного документа (структуру, формат и правила преобразования из входного XML), а также REST-сервис генерации документа по шаблону, позволяющий получить необходимое для того или иного процесса представление электронного документа.

Процессы электронного взаимодействия с клиентами, связанные с созданием, согласованием, подтверждением и исполнением сделок, обеспечиваются Системой подтверждения сделок «Deal Confirmation». Система реализует процесс типа «Front-To-Client» - у неё есть два пользовательских интерфейса – для сотрудников Back-офиса банка и для клиентов. Система автоматизирует процессы с использованием различных каналов подтверждения сделок (электронная подпись, SWIFT, отсканированный документ с рукописной подписью, заверенный оператором в Системе).

Процессы отправки регламентированной отчётности по сделкам регуляторам рынка : российским - в соответствии с требованиями ЦБ, европейским – в соответствии с требованиями MiFID-2. обеспечиваются системой «Deal Reporting», которая реализует процессы, обеспечивающие получения исходных данных из информационных систем Банка, их агрегирование, преобразование в необходимый формат и отправку через шлюзы взаимодействия Регуляторам рынка. Система «Deal Reporting» интегрируется с системой Генератор Документов.

• После верификации и согласования шаблона он используется для автоматической генерации договоров (соглашений) с клиентами
• Шаблоны документов, определяющие

Пользовательский интерфейс всех систем реализован в архитектуре «тонкий клиент» - работает в интернет-браузере как Single Page Application.


Система Справочник Юридических лиц


Система Справочник Юридических лиц автоматизирует процессы ведения информации о клиенте, начиная с момента инициализации в системе проспекта нового клиента до его верификации и преобразования в контрагента, после чего информация из централизованного справочника может использоваться для заключения соглашений с клиентом и совершения сделок.

Система обеспечивает возможности:

• Унификации состава, централизованного ведения и хранения всей информации об юридических и физических лицах;
• Информирования других систем о параметрах юридических и физических лиц, в том числе путём уведомления об изменении этих параметров;
• Для корректного оформления соглашений, документов, подтверждений, расчетов и поставок путём обеспечения всех систем достоверными и верифицированными данными о контрагентах

Система обеспечивает возможность гибкой настройки структуры данных с использованием визуального редактора объектов, позволяющего определить параметры объекта и их тип. Можно использовать существующие базовые типы или создавать новые типы. При создании параметра можно указать, что он должен принимать значения из справочника. Визуальный редактор позволяет создавать и использовать при конструировании объектов необходимые справочники (например, справочник валют, справочник филиалов и т.п.).

...

Параметры объекта могут быть сгруппированы в группы параметров (блоки), разделение прав доступа в Системе может быть настроено на весь объект, группы параметров или отдельные параметры объекта. Уровень доступа определяет возможность чтения, изменения, верификации или согласования данных об объекте.

В системе обеспечивается хранение полной истории изменения объекта и поддержка версионности.

...

Система обеспечивает возможность взгляда ка объект как на единое целое. Одновременно с этим можно настраивать структуру объекта для различных ролей (например, банк, контрагент, клиент, контакт, торговая площадка). Один о тот же объект может выступать в различных ролях в разных бизнес-процессах и для каждой из его ролей можно будет запросить соответствующий этой роли набор атрибутов.

В системе можно определять связи между объектами.
Система имеет интеграционные интерфейсы для синхронизации данными о контрагентах с другими информационными системами.

Система Справочник документов


Система обеспечивает функции:

• Унификации состава данных в генеральных соглашениях и других документах для различных типов контрагентов. Состав и структура всех документов хранятся в формализованном «машинно-читаемом» виде;
• Централизованного ведения генеральных соглашений и других документов в виде, пригодном для автоматической верификации и использования (например, для автоматического контроля соответствия заключаемых сделок условиям генеральных соглашений и для оформления подтверждений с этим клиентом);
• Для консолидированного хранения документов в электронном архиве документов;
• Для предоставления другим информационным системам информации о параметрах соглашений и изменениях в них. Реализована возможность получить информацию о «действующих» значениях параметров на определённую дату с учётом параметров Генерального соглашения и заключённых дополнительных соглашений – основная функция, необходимая для контроля соответствия параметров сделок клиента его соглашениям с банком в режиме on-line;

Система «Справочник документов» позволяет в визуальном редакторе определить структуру, разделы и параметры документов, заключаемых с Контрагентами – генеральных соглашений (ISDA), приложений (CSA) и дополнительных соглашений и определить связи между ними. Связь между документами может включать информацию, какие параметры дополнительного документа переопределяют соответствующие параметры базового документа. Наличие формализованных связей позволяет выполнять автоматический контроль на соответствие параметрам в бизнес-процессах Банка.

На основе шаблонов документов для контрагентов генерируются все договора, соглашения и другие документы, необходимые для ведения бизнес-процессов. Создать документ без шаблона или изменить документ не по шаблону невозможно, что обеспечивает возможность автоматизации процессов.

Система обеспечивает версионность шаблонов, то есть - создание новых версий шаблонов. После согласования и утверждения новой версии шаблона предыдущая версия переводится в архивное состояние. Новые версии документов создаются по новому шаблону. Документы, созданные по «старым» версиям шаблонов продолжают свой жизненный цикл в Системе, если к моменту появления нового шаблона они не были подписаны с клиентом. Документы в статусе «черновик» могут быть обновлены до новой версии шаблона.

Система подтверждения сделок


Системой подтверждения сделок «Deal Confirmation» автоматизирует процессы электронного взаимодействия банка с клиентами при выполнении сделок с ценными бумагами.

Система реализует процесс типа «Front-To-Client»: У системы есть два пользовательских интерфейса. Один – для сотрудников Back-офиса банка и второй – для клиентов (личный кабинет клиента).

Система автоматизирует процессы, связанные с исполнением банком сделок по поручению клиентов.
Для подтверждения сделок возможно использование различных каналов:

• Электронная подпись на базе Server-Side-Signature c использованием двухфакторной аутентификации (наиболее защищённый способ). Реализована электронная подпись ГОСТ 2012 и RSA с длиной ключа 2048. Для электронной подписи используется аппаратный HSM;
• Подтверждение сделок через SWIFT;
• Подтверждение сделок «на бумаге» (сканы бумажных документов, подписанных клиентом рукописным образом).

Конструктор шаблонов и генератор документов


Основной функцией генератора является формирование печатных форм документов в PDF и SWIFT-подтверждений на основе структурированного в XML представления документа, получаемого из Справочника документов. Гибкость и модульность архитектуры позволила расширить перечень типов документов, которые могут формироваться генератором. На текущий момент перечень видов выходных документов включает:

• Формат PDF, печатные формы;
• Формат HTML – для отображения документов на Web-странице или отправки по электронной почте;
• В формат SWIFT – для формирования SWIFT-подтверждений;
• В формат FIX или FIXML – для обмена данными по протоколу FIX;
• В формат XML – для обмена данными с другими информационными системами;

...

Конструктор шаблонов обеспечивает возможность создания новых версий шаблонов, процессы согласования и верификации новых шаблонов и переводи в архив старых версий шаблонов документов. При верификации обеспечивается принцип «четыре глаза» - автор документа не может выполнить его верификацию или согласование.

Конструктор шаблонов позволяет отобразить в результирующем документе каждый параметр в необходимой форме – как число, дату, денежном формате, в том числе и прописью. Для фамилий и имён клиентов на русском языке можно указать необходимый падеж.